Новости школы
Первые отзывы о факультативном курсе «Психология саморазвития»
Первые отзывы о факультативном курсе
«Психология саморазвития»
Анализируя социально-культурные процессы, происходящие в наших школах, можно понять актуальность проблемы повышения психологической культуры населения.
Любая учебная дисциплина, включая психологию, ориентирована на реализацию поставленной государством главной цели – формирование разносторонне развитой личности. Развитие личности невозможно без знаний о природе и сущности человека, без принятия человеком себя и окружающей его социальной действительности,формирования позитивных установок в межличностном общении. Поэтому психология становится в наше время одной из востребованных обществом гуманитарных дисциплин. Все это делает актуальной проблему школьного психологического обучения как обязательной составной части школьного образования.
Целью преподавания психологии в школе можно считать приобщение школьников к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Задача нас, взрослых, помочь ребенку овладеть способами понимания самого себя и окружающего мира. Многие современные родители не в состоянии ответить своему ребенку на вопросы, связанные с изменениями картины мира, личности ребенка, не всегда могут помочь в разрешении тех проблем, которые возникают у наших детей, т.к. не владеют определенными психологическими знаниями. Как помочь нашим детям и родителям в овладении тем багажом психологических знаний, которые пригодятся в дальнейшем самоопределении обучающихся, в раскрытии знаний о самом себе и законов развития психики, человеческого взаимодействия. И здесь на помощь ребенку приходит школьное обучение, которое помогает войти в огромный мир культуры. И в этом нашей школе очень повезло, так как мы вошли в экспериментальную площадку по внедрению факультативного курса по психологии «Психология саморазвития».
Прошла первая половина учебного года . Анализируя работу в ходе экспериментальной деятельности, можно сказать, что дети и родители третьеклассников, включившихся в изучение психологической науки в 2015-2016 учебном году, хотели бы изучать ее и в дальнейшем (по данным опроса родителей и учащихся, 2015 г.)
Знакомя родителей на первом собрании с курсом психологии, мы приготовили им анкету, которая содержала ряд вопросов, касающихся изучения нового для детей предмета, психологии. Чтобы проследить динамику отношения родителей и учащихся к новому предмету, анкету с аналогичными вопросами мы планируем использовать и в конце учебного года.
Анкета.
- Считаете ли Вы необходимым введение нового учебного предмета «Психология» в начальной школе?
- Нравится ли новый предмет вашему ребенку?
- Помогаете ли Вы своему ребенку в выполнении домашних заданий?
- Какие задания заинтересовали Вашего ребенка больше всего?
- Хотели бы Вы, чтобы изучение психологии в нашем классе продолжилось в следующем году?
Так на вопрос в сентябре месяце: Считаете ли вы необходимым введение учебного предмета ПСИХОЛОГИЯ в начальной школе? Ответили «да» – 94% взрослых. Были еще родители, которые сомневались, нужен ли этот курс в начальной школе, ведь дети еще маленькие. Это говорит о высокой роли этого предмета в жизни учащихся и их родителей.
В январе месяце этого года на очередном родительском собрании на вопрос: Нравится ли Вашему ребенку новый предмет? Ответили «очень» все наши родители.
Следующий вопрос анкеты касался отношения родителей к учебнику. На первом родительском собрании некоторые родители сомневались в целесообразности введения психологии для начальной школы. Но, работая в течение этого времени с учебным материалом, выполняя творческие задания, родители пришли к выводу, что рабочая тетрадь 3 класса доступна для детского восприятия, в нем много интересных заданий, иллюстраций, он красочно оформлен, что дает возможность усвоить материал без «зазубривания».
Приводим высказывания родителей: «… не знала, что материал такой доступный и простой в изложении. Ребенку очень интересно», «… материал рабочей тетради нескучный, очень много творческих заданий, наглядности, что позволяет и дома вместе с ребенком читать, обсуждать темы занятий», «Не думала, что у моей дочери откроется такая любовь к предмету. Девочка она очень слабенькая, а тут стала рассуждать, дома объясняет всем задания, рисует, выдумывает, а самое главное – не стесняется выражать свои мысли», «Дети стали раскрепощенные, не боятся собственных суждений, отвечают, рассуждают, даже дают советы», «Дома слышала, как мой сын «консультирует» младшую сестренку. Интересно было наблюдать. Давал советы, как развивать память».
Я многое поняла: не всегда дети могут сказать о своей проблеме, а показать через творчество проще. Спасибо!», «На уроках дети не боятся отвечать, не боятся ошибиться. Важно, что учитель не требует «зазубривания» материала, а только его понимания», «Спасибо за этот предмет, раскрывающий нам, родителям, в первую очередь, подлинные знания психологии.
Анализируя рабочую тетрадь по психологии, учителя и родители пришли к выводу, что в нем большое количество наглядного материала, иллюстраций, творческих заданий. Что позволяет детям с интересом усваивать материал, закрепляя свои знания через решение определенных творческих заданий.
Итак, высказывания родителей разноплановые, но все они приводят нас к выводу: психологические знания нужны как нашим детям, так и нашим родителям. Только совместно с нашими семьями мы можем постепенно, непринужденно получать знания о себе, о своем ребенке, стараться решить проблему, возникающую в семье благодаря истинному познанию мира человеческих чувств и отношений.
Интересен был следующий вопрос из анкеты для родителей: Привлекает ли Вас ребенок к выполнению домашних заданий? Интересно, что все родители ответили утвердительно.
А вот дети считают, что родители помогают им: «иногда» – 68%, а «часто» – 32%. Здесь мнения родителей и детей расходятся. Обсуждая этот вопрос с родителями, мы пришли к такому выводу, что наши третьеклассники почувствовали себя маленькими психологами, утверждая, что они знают материал лучше, чем их родители и в помощи не нуждаются, хотя дома, по словам удивленных родителей, часто советуются в выполнении домашних заданий.
Всем детям нравятся виды творческих заданий, выполнять задания на развитие внимания, соревновались командами в психологических рингах с учащимися параллельных классов.
Очень важно отметить, что урок психологии, как и другие уроки в начальной школе, является единым целым, можно сказать, даже живым существом, с определенной целью, задачами, которые решаются в процессе каждого урока. Поэтому мы в соответствии с темой урока подбираем определенные творческие задания, которые решаются в классе во время беседы, диспута учителя и учащихся.
Педагог-психолог СШ №29: Загипарова Клара Сулейменовна