Меню KDT

logo.jpg?_=1502946730

    

logoimg2.jpg?_=1544615628
baiterek2.jpg?_=1461729572











 
Занятие с элементами тренинга с педагогическим коллективом СШ №29
     «Сплочение педагогического коллектива».
 
Цель:   1.повысить коммуникативные навыки педагогов;
Задачи: 1.повысить самооценку педагогов;
Тренинг начался с упражнения -«Давайте познакомимся».
Участники собираются в круг и по кругу передают «мягкую игрушку», при этом называют свое имя ласково, полученное от мамы дома.
-меня зовут…
-мое имя мне дал( мама, папа, бабушка, дедушка и т.д)
-я люблю, когда меня называют…
Это упражнение направлено на то, чтобы познакомить коллег друг с другом, и раскрыть себя перед ними.
  1. , которые должны соблюдать в тренинге.
-быть активными
-быть открытыми
-не перебивать
-не оценивать
-не мешать друг другу
-работа от начала до конца
А что вы ожидаете от тренинга?
-узнать друг друга поближе
-показать свое отношение к другим
-раскрыть себя
-познать себя
 
  1. Игра- упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействия с партнером, установка на равноправное общение.

 

Коллеги оценивая свои впечатления говорили о том, было ли им комфортно когда партнер давил на ладони? Затем мы попробовали не давить , а выполнять совместные движения обращенные друг к другу. Ладонями так, чтобы возникло взаимное ощущение тепла.

Цель: развивать способность группы приходить к общему мнению.

Группа не разговаривая должна дорисовать ту картину, которую мысленно задумал ведущий группы. Участники так распределили работу, что мысль ведущего была найдена, коллеги показали взаимопонимание, без слов.

Вопросы для обсуждения - были ли трудности при выборе темы рисунка?

                                       - возникали ли разногласия в ходе работы?

Рефлексия тренинга:        - что понравилось?

                                       - что вызывало трудности?

                                       - чему способствовал проведенный тренинг?

 

Педагог-психолог СШ№29:                 Загипарова К.С.


_________________________________________________________________
О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Статистика:

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии..

Время года

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст.

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

Кто подвержен суициду.

Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:

  • Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
  • Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
  • суициды в семье
  • алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы).
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод, потеря лица, позор, унижение, нежеланная беременность, сексуальные проблемы.

Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.          С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека.

Как заметить надвигающийся суицид.

Суицидально опасная группа

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. Синдром «отличника»
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

 

Внешний вид и поведение

  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
  • Гипомимия
  • Амимия
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Патетические интонации
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность, адинамия
  • Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная (мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевание

  • депрессия
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • маниакально-депрессивный психоз
  • шизофрения

Оценка собственной жизни

  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Снижение либидо
  • Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток

  • Улучшения состояния к вечеру
  • Ухудшение состояния к вечеру

Депрессия.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Интересен суицидологический аспект и других психических расстройств. Существует три основные группы этих заболеваний. Во-первых, неврозы, которые характеризуются беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой. Невротик не утрачивает связи с окружающей действительностью, но у него отсутствует доверие к миру, в силу чего он становится подозрительным и тревожным. Характерологические или личностные проблемы возникают из-за дефицита моральных норм, здравомыслия или сложных взаимоотношений с окружающими. Эти люди не страдают собственно душевным расстройством, однако склонны к совершению антисоциальных поступков без возникновения чувства вины.

Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:

  • вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;
  • у вас нет интереса к чему бы то ни было;
  • ваше здоровье существенно подорвано;
  • вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;
  • вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;
  • вы думаете о самоубийстве.

Предотврашение суицидальных попыток.

  • Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.
  • Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение.
  • Формирование компенсаторных механизмов поведения.
  • Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Коррекция

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть основан а на тренинге поведенческих навыков.


Что можно сделать для того, чтобы помочь

1.Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2.Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальнойэмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

3. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

У вас может появиться фрустрация, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Как психологи, так и неспециалисты должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

4. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

5. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

6. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

7. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

Кабинет экстренной психологической помощи для подростков находится в 3 городской поликлинике, каб № 8

Кабинет экстренной психологической помощи для взрослых находится на базе 4 городской поликлиники, каб № 300 б , запись по тел 51-88-42.

Телефон доверия 54-76-03 ,работает в круглосуточном, бесплатном, анонимном режиме.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться, мулла, священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия.

           Надежным источником помощи являются семейные врачи. Они обычно хорошо информированы, могут правильно оценить серьезность ситуации и направить человека к знающему специалисту. Вначале же, пока пациент не получил квалифицированной помощи, семейный врач может назначить ему препараты для снижения интенсивности депрессивных переживаний.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Телефон скорой психиатрической помощи        54-76-23 Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье.

8. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

При подготовке рекомендаций использовались:

  • «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». Питер. Санкт-Петербург 1999 год.
  • «Оказание медико-психологической помощи подросткам с повышенным суицидальным риском и совершивших суицидальные попытки» А.Ю.Толстикова Алматы 2011
  • «Профилактика суицидального поведения» Л. И. Адамова.
  • «Суицид. Общие теории и предотвращение» Alan L . (перевод Брежнева).
  • «Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.
  • Интернет ресурсы.

                 Подготовила врач психиатр, суицидолог ГККП « МЦ ППЗ»    

                                             г. Астана - Миронова Е.К.

Балалар мен жасөспірімдер арасындағы суицидтің алдын алу шаралары туралы

         Бұл тек адамдарға ғана тән әрекет. Суицидке баратын адамдар көбінесе ішкі жан күйзелісін басынан кешіреді немесе қатты стресс жағдайында болады, сонымен қатар психикалық аурулармен, көңіл күй бұзылыстарымен, әсіресе депрессиямен зардап шегеді және болашақ өмір қызықтырмайтын болып келеді.

Статистика:

         Жастар арасындағы суицид мәселесін зерттегенде анықталғаны: тұтастай алғанда көп жағдайларда жасөспірімдер ата-аналарының, мұғалімдердің назарын өз мәселелеріне аудару мақсатында өзіне өзі қол жұмсауға шешім қабылдайтыны және осындай келеңсіз түрде үлкендердің селқостығы, парықсыздық, арсыздық және қатыгездігіне қарсылықтарын білдіреді. Мұндай қадамға көбінесе тұйық, жаны жараланғыш, жалғыздық сезімнен, өзінің керексіздігінен стреске берілгіш және өмірден түңілген жасөспірімдер барады. Қиын өмірлік жағдайда уақытында көрсетілген психологиялық көмек, мейіріммен жасалынған қолдау қайғылы жағдайдан жасөспірімді аман алып қалған болар еді...

Жыл мезгілі

         Өзіне-өзі қол жұмсау көбінесе көктемде, яғни адамның бас қайғысы табиғаттың гүлденуімен сәйкеспеген мезгілде, болады. Қыстың күңгір бояуы қандай да бір шамада ішкі жан дүниесінің күйзелісімен үйлесімін табады, ал керісінше көктемнің шуақты күндеріне сәйкес келмей қарама-қайшылық туындайды.

         Суицид алдындағы синдром: Суицидтке баруға әрекеттенгенін білдіретін кешенді психологиялық белгілер, яғни ұзақтығы бірнеше минуттан бірнеше аптаға немесе айларға дейінгі уақытты қамтитын суицидтік қарқынды мерзім. Қиын жағдаяттарда суицидтік әрекетке бейімі бар жағдайда ересек жасөспірімдер мен үлкендерде жиірек байқалады.

         Өзіне-өзі қол жұмсауға оқталған балалар көбінесе ата-ана назарына және қамқорына зәру, 75% олардың ата-аналары ажырасқан немесе бөлек тұрады, көбіне балалар интернаттарда немесе асырап алған ата-аналарымен тұрады.

 

Суицидке кімдер бейім

Суицидке көбінесе келесі топтағылар бейім:

  • Алдында суицидке оқталғандар (аяқталмаған). Кейбір мәліметтерге қарағанда пайыздық көрсеткіші 30% құрайды
  • Суицидтік қорқытулар, тура немесе жасырын
  • Өзіне-өзі зиян келтіруге бейімділік (аутоагрессия)
  • Отбасында болған суицид
  • Ішімдікке салыну. Ішімдікпен ауыратын адамдардың суицидке бару тәуекелділігі өте жоғары. Бұл аурудың 25–30% өзіне-өзі қол салушылыққа қатысы бар; жастар арасында одан да жоғары – 50%. Ішімдікке салынудың ұзақтығы депрессияның, өзіне кінә артудың және психикалық бұзылудың күшеюіне әсер етеді, яғни мәлім болғанындай, бұл жағдайлар көбінесе суицидтке итермелейтіні белгілі.
  • Есірткіні және токсикалық (иісті) заттарды үнемі қолдану. Есірткі мен ішімдік сәйкес түрде қайғылы жадайға душар етеді. Олар адамның өзін-өзі бақылай алу қабілетін төмендетеді, депрессияны күшейтеді немесе тіпті психозды қоздырады.
  • Аффектілік бұзылыстар, әсіресе ауыр депрессия (психопатологиялық синдром)
  • Созылмалы немесе өлімге әкелетін аурулар;
  • Ауыр қайғы, мысалы жұбайының (әке-шешесінің) қайтыс болуы, әсіресе бірінші жыл ішінде
  • Отбасы мәселелері: отбасын тастап кету немесе ажырасу, қосағынан айырылу, масқара болу, арының тапталуы, аяғы ауыр болып қалу, жыныстық мәселелер.

Адамдардың тәуекел топ қатарына түсуі бірден суицидке бейімділігін аңғартпайды. Өзіне-өзі қол салушылықтың қандай да бір-ақ себебі болады деп айта алмаймыз. Сонда да кез-келген суицидті меңзейтін ишараларға аса маңыздылықпен қарау керек. Қауіпті белгілердің тіркесін, егер олар белгілі бір уақыт ішінде сақталатын болса, ерекше қырағылықпен назарда ұстау керек. Көмек туралы жан айғай әрқашан да қол ұшын соза білетін адамның жауап әрекетіне мұқтаж.

 

Жақындап келіп қалған суицидті қалай аңғаруға болады.

Суицидтік қауіпті топ

 

  • Жастар: өзара қарым-қатынас түрі бұзылғандар, «жалғыздыққа» ұшырағандар, күш көрсетуді әдет қылған девианттық немесе қылмыстық қылықтарымен ерекшеленетін ішімдік немесе есірткі қолданатындар;
  • Өзін тым қатты сынауға алатындар;
  • Жеке басының қорланғанын немесе қайғылы жағдайды басынан өткізген жандар;
  • Өмірде алдына қойған табыстары мен күткен жетістіктерінің сәйкес келмеуінен уайымға салынған жасөспірімдер. «Үздік» синдромы
  • Ауыр науқастан немесе айналасындағылардың сырт айналуынан күйзелген жандар

 

Эмоционалдық бұзылыстың көріністері:

  • Тәбеттің жоғалуы немесе импульсивті ашқарақтық, ұйқы қашу немесе ұйқышылдықтың жоғарлауы;
  • Соматикалық сырқаттарға (іштің ауруы, бастың ауруы, үнемі шаршау, ұйқы басуы) жиі шағымдану;
  • Өзінің сыртқы бейнесіне оғаш қарау;
  • Ылғи жалғыздықты, қажетсіздікті, кінәлілікті немесе мұңаюды сезіну;
  • Бұрын қуаныш сыйлайтын үйреншікті дүниелерден іш пысуы, жақтырмау;
  • Араласудан қашу, достарынан, отбасынан өзін оқшаулау, жалғыздыққа берілу
  • Зейінінің бұзылуынан орындаған жұмыс сапасының төмендеуі
  • Өлім туралы ойларға берілу
  • Болашаққа жоспар жасамау
  • Көбінесе ұсақ-түйектен аяқасты туындайтын ашу-ызаға булығу

 

 

Сыртқы белгілері

 

 

  • бет-бейнесі мұңлы
  • гипомимия
  • амимия
  • даусы ақырын бірсарынды
  • сөзі баяу
  • қысқа жауап қайыру
  • жауап қайтармау
  • шапшаң тоқтамай сөйлеу
  • дауыс ырғағы өзгерген
  • бұрқылдау
  • жылауға бейім
  • жалпы қозғалысының тежелуі
  • әрекетсіздік, адинамия
  • қозғалыстың қозуы

 

Эмоционалдық бұзылыстар

  • іш пысу
  • мұңаю
  • уайымшылдық
  • салы суға кету
  • түсі суық, қабағы қатыңқы
  • жауласу
  • ызақор
  • бұрқылдап ұрсысу
  • ызыңдап сөйлеу
  • айналасындағылармен жағымсыз, өштік қарым-қатынас
  • айналасындағылардың игілігіне жеккөрушілік сезіммен қарау
  • өзінің дене бітіміне көңілі толмау
  • өзіне, айналасындағыларға селқос қатынас
  • сезімінің жоғалуы
  • мазасыздану
  • қорқыныш
  • бұрынғыны аңсау
  • шарасыздықтан ашыну
  • айналасындағы қуанышты оқиғаларға қатулы көңілмен қарау

 

 

Психикалық аурулар

  • депрессия
  • себепсіз қорқыныш, ішкі қысым және мазасыздануды сипаттайтын невроздар
  • маниакалды-депрессивті психоз
  • шизофрения

 

 

Өз өмірін бағалау

  • өзінің өткен өмірін пессимистік бағалау
  • бұрынғы жағымсыз оқиғаларды таңдап еске түсіру
  • өзінің қазіргі жағдайын пессимистік бағалау
  • болашақ жоспардың болмауы

 

 

Айналасындағылармен қарым-қатынас

 

  • кісікиіктік, араласудан қашу
  • айналасындағылармен қарым-қатынасқа түсуге ұмтылу, тілектестікті іздеу, дәрігерден көмек іздеп шағымдану
  • жылауға бейімділік
  • кінәмшілдік
  • өзінің азабына эгоцентристік бағытталу

 

Вегетативтік бұзылыстар

 

  • көзінің жасаурауы
  • қарашығының ұлғаюы
  • аузы кебу
  • тахикардия
  • артерия қысымының жоғарлауы
  • дем алысының тарылғанын, ауа жетіспеушілікті сезіну
  • тамағында түйір сезіну
  • бас аурулары
  • ұйқысыздық
  • ұйқыбастық
  • ұйқы ырғағының бұзылуы
  • ұйқыны сезінудің жоғалуы
  • кеудеде ауырлықты, жан ауруын сезіну
  • іш қату
  • дене салмағының төмендеуі
  • дене салмағының ауырлауы
  • тәбеттің төмендеуі
  • тамақты дәмсіз сезіну
  • жыныстық құштарлықтың төмендеуі
  • етеккірдің бұзылуы

Тәулік ішіндегі жағдайының динамикасы

  • кешке қарай жақсаруы
  • кешке қарай құлдырауы

 

Депрессия

         Суицидке бейімділікті көрсететін көптеген сипаттамалар депрессия көріністерімен ұқсас болып келеді. Оның негізгі белгісі болып өмірде бұрын қуаныш сыйлайтын, бақыт әкелетін заттардан ләззат алу, сүйсіну сезімдерін басынан кешіру мүмкіндіктерін жоғалту болып табылады. Қылықтары мен көңіл-күйі құрдымға кетеді және талғамсыз бола бастайды. Психика күшті сезімдерден айрылады. Адамның бойын үмітсіздік, кінәмшілдік, өзін-өзі сынау және ашуланшақтық билейді. Қимыл әрекеті бәсеңдейді немесе, керісінше, шағымға, кінәлауға немесе көмек сұрауға толы қатты, шапшаң, тіпті тоқтаусыз сөйлеуге душар болады. Ұйқының бұзылуы немесе толқын бейнелі шаршау жағдайлары жиі болады. Дірілдеу, ерні кезеру және дем алысының жиілеуі сияқты соматикалық белгілері пайда болады. Жайдан-жай, ешқандай себепсіз басының, бүйірінің немесе ішінің ауырғанын сезінген соматикалық бұзылыстар пайда болуы мүмкін. Ауру адам өзінің қажетсіздігіне, күнәлі екендігіне және пайдасыздығына иланып, өмір сүру түкке тұрғысыз деген шешімге келеді.

         Суицидтік әрекет басқа да психологиялық бұзылыстарда көрінуі мүмкін. Мұндай аурулардың үш негізгі түрі бар. Біріншіден, себепсіз қорқыныш, ішкі қысым немесе мазасыздық сипаттағы невроздар. Неврозбен ауырған адам айналасындағы шындықпен байланыс жоғалтпайды, бірақ онда айналасындағы қоршаған дүниеге деген сенімі жоғалып, барлығынан сезіктеніп, масасыздық билеп алады. Моральдық қалыптың, азат ойдың жетіспеуінен немесе айналасындағылармен қарым-қатынасының қиындығы нәтижесінде қылық сипатындағы немесе тұлғалық түрдегі мәселелер туындайды. Бұл адамдар жан дүниесі бұзылысымен ауырмайды, сонда да өзін кінәлі ретінде сезінбей бейәлеуметтік тұрғыдағы әрекеттер жасауы мүмкін.  

Созылмалы депрессия және жалғыздық қауіп тудырады, егер:

  • бұрын жақсы сезіммен қараған адамдарға өшігу сезімі;
  • қандай-да бір нәрсеге қызығушылық жоқ;
  • денсаулығы нашарлап кеткен;
  • дәрілерге немесе ішімдікке тәуелділікке ұшыраған;
  • қоғамдағы адамдардай қашқақтау және көбінесе жалғыз қалғанды ұнатады;
  • өзіне-өзі қол жұмсау ойы мазалайды.

Суицидтік әрекетті болдырмау

  • психологиялық қозу күшін бәсеңдету;
  • суицидтік әрекетке итермелеген себепке психологиялық байлану дәрежесін азайту;
  • әрекетті алмастыру механизмдерін қалыптастыру;
  • өмір мен өлім туралы нақты, шынайы қатынас қалыптастыр

 

Түзету

        Стресті бағындыра білудің әлеуметтік білік және дағдыларына үйрету. Жасөспірімдерге отбасы, мектеп, достары және т.с.с. қатыстыра отырып, әлеуметтік қолдау көрсету. Мәселелерді шешуге көмектесетін әлеуметтік-психологиялық тренингтер, өзін бағалауын көтеретін, өз тұлғасына шынайы қатынас, эмпатияны дамытатын топтық психокоррекциялық сабақтар ұйымдастыруға болады. Сонымен қатар өзін ұстай білу дағдыларын дамытуға арналған тренингтерге негізделген табысқа жету мотивациясын жетілдіретін психологиялық коррекция шаралары да нәтиже беруге тиіс.

 

Көмектесу үшін не істеуге болады?

 

1. Суицидке бару себебін ашатын кілтті табу керек. Суицидтен құтқару тек достарының қамқоры мен қатысуынан ғана тұрмайды, сонымен бірге төнген қауіптің белгілерін тез арада аңғара білуге де байланысты. Сіздің сол қауіп туралы біліміңіз, ақпаратты меңгеруге деген ұмтылысыңыз біреудің өмірін құтқарып қалуы мүмкін.

Болатын қауіптің белгілерін іздеңіз: өзіне-өзі қол салуға әрекеттенген суицидтік қорқытулар, депрессиялар, жүріс-тұрысындағы немесе мінез-құлқындағы айырықша өзгерістер, сонымен қатар ақырғы тілек-талаптарын білдіруге әзірлену. Шарасыздық пен үміті үзілгендіктің көрініс беруін бірден байқап, жалғыздыққа ұшырап, оқшауланып қалған адам емес пе екенін анықтау керек.

2. Қамқорлық қарым-қатынас орнатыңыз. Өзіне-өзі қол жұмсау сияқты маңызды мәселені жан-жақты қарастырып, шеше алатын жауап табу қиын. Бірақ егер сіз өмірден түңілген адамды түсіне біліп, оның жанын ұғына білуге тырыссаңыз, үлкен қадам жасағаныңыз. Әрі қарайғы жағдай сіздің өзара қарым-қатынасыңыздың сапасына байланысты болады. Оны тек сөзбен ғана емес, сонымен бірге вербальді емес эмпатиямен де білдіруге болады; мұндай жағдайда ақыл үйрету емес, қолдау көрсете білу тиімдірек болады.  

3. Мұқият тыңдай білетін тыңдаушы болыңыз. Суицидке баратын адамдар әсіресе қатты оқшаулану сезіміне берілгіш болады. Соған байланысты олар сіздің ақыл-кеңестеріңізді қабылдауға құлықтары болмайды. Олар көбінесе өздерінің жан жарасын, уайымдарын талқылауды қажет етеді, яғни «Менде өмір сүруге тұрарлықтай ештеңе жоқ» деген сияқты сөздерімен жеткізеді. Егер адам депрессияға ұшыраған болса, онда онымен әңгімелескеннен гөрі оған өзі туралы көбірек айтқызған дұрыс болады. Сіз ол адамның жан жарасын білдіретін сөздерін, мейлі ол уайым, қайғы, кінә, қорқыныш немесе ашу-ыза болсын, тыңдай білсеңіз, оған баға жетпес көмек бергеніңіз. Тіпті кейде жай ғана үндемей онымен бірге отырсаңыз да, бұл сіздің оған деген қамқорлық қатынасыңыздың, оның тағдырына немқұрайлы қарамайтыныңыздың дәлелі бола алады.

4. Алмастыра алатын әрекеттер ұсыныңыз. Суицидке бет алған адамға: «Ойлан, сенің өлімің жақындарыңа қандай қайғы әкеледі», - деп айтқанша, оның ойына мүмкін әлі келе қоймаған басқа шешім туралы           ойлануды сұраңыз.

Суицидтің алдын алудың маңызды міндеттерінің бірі көмек беру үшін психикалық дискомфорттың бастауын анықтау болып табылады. Бұл қиын болуы мүмкін, өйткені суицидтің «азық алатын ортасы» құпиялылық екені белгілі. Өзін-өзі өлтіруге оқталған адамды өзінің проблемасын өзі електен өткізіп және оны қиындатып тұрған не екенін нақтырақ анықтауына итермелеу керек.

5. Үміт ұялатыңыз. Өзін-өзі құртуға бейім депрессивті адамдармен жұмыс ауқымды және жауапты болып табылады. Психотерапевтер олар не айтатынына және не сезетініне назарды жұмылдыру өте құнды болып келетіні туралы тұжырымға баяғыда келген. Мазалайтын жасырын ойлар сыртқа шыққанда басқа түскен бәле сондай қорқынышты емес, тіпті шешуге тұрарлықтай болып көрінуі әбден мүмкін. Қандай да бір үміттену де пайда болады

6. Жоғары суицидтік тәуекел жағдайында адамды жалғыз қалдырмаңыз. Кризистік жағдай шешілгенге шейін немесе көмек келгенге дейін оның жанында барынша ұзақ қалуға тырысыңыз немесе біреуге тапсырыңыз. Мүмкін жедел жәрдем стансасына қоңырау шалу керек болар немесе емханаға хабарласу керек. Есіңізде болсын, қолдау көрсету сізге белгілі бір жауапкершілік артады.

7. Мамандардан көмек сұраңыз. Суицидке баратын адамдардың көру аймағы тарылған, түнек басқан санада болады. Олардың санасы көтеруі қиын проблемаларды шешу жолдарын толық игеруге мүмкіндік бермейді. Олар алдымен қолдау табуды өтінеді. Достары, әрине, жақсы ниетпен көмекке ұмтылуы мүмкін, бірақ олардың білік пен тәжірибесі жетіңкіремейді, одан басқа олар тым әсерлі эмоционалдылыққа бейім болып келеді.

 Жасөспірімдер үшін шұғыл психологиялық көмек кабинеті №3 қалалық емхананың №8 кабинетінде орналасқан

Ересектер үшін шұғыл психологиялық көмек кабинеті №4 қалалық емхананың №300 кабинетінде орналасқан, алдын               ала жазылу 51-88-42 телефоны бойынша

Сенім телефоны 54-76-03, тәулік бойы, тегін, анонимдік түрде жұмыс істейді.

Суицидтік үрдісті басынан кешіргендер үшін имам, молла сияқты діни адамдар нағыз қолдаушы ретінде көмекке келе алады. Көптеген дінге қызмет ететін адамдар түсіне білетін, елгезек және сенімге лайық тамаша кеңесшілер болып келеді.

Отбасылық дәрігерлер де сенімді көмек көрсете алады. Олар, әдеттегідей, жақсы ақпараттандырылған, жағдаятты байыпты бағалай алады және адамды білгір маманға бағыттай біледі. Басында, пациент әлі білікті көмек алмай тұрғанда, отбасылық дәрігер оған үдемелі депрессивті жағдайды бәсеңдету үшін қажетті препарат тағайындауы мүмкін.

Суицидтік қауіп кезінде психиатрлар немесе клиникалық психологтардың көмегіне жүгінбей кетуге болмайды. Жедел психиатриялық көмек телефоны 54-76-23. Бұл мамандар өздерінің білімі, білігі және психотерапиялық ықпалы арқасында адамның құпиялы сезімдерін, қажеттіліктерін және күтілетін тілектерін түсіне білетін керемет қабілеттерге ие.

Кейде суицидке бейім адамдарға көмектің жалғыз таңдамалы жолы ретінде егер жағдай тым қиын болса психиатриялық ауруханаға емделуге жатқызу болып табылады. Кешіктіру қауіпті болуы мүмкін; ауруханаға жатқызу ауру адамға да, оның отбасына да жеңілдік беруі мүмкін.

8. Қамқорлық және қолдау көрсетуді сақтаудың маңыздылығы. Егер қауіп-қатер айналып өтіп кеткен жағдайдың өзінде мамандар болсын немесе отбасы болсын босаңсуға болмайды. Одан да қауіптісі алда болуы мүмкін. Ауру адамның психикалық белсенділігінің жоғарлауын жағдайының жақсарғаны деп ойлап қалуға да болады. Бірақ кейде депрессивті адамдар өзіне-өзі қол салу қарсаңында іс-әрекетке басымен кіріп кетеді. Олар ренжіткен адамдарының барлығынан кешірім сұрайды. Осыны көріп, сіз арқаңызды кеңге саласыз және қырағылықты бәсеңдетіп алуыңыз мүмкін. Бірақ бұл қылықтар барлығының алдындағы қарыздары мен міндеттерінен құтылып, содан кейін өзіне қол жұмсау керек деген шешімге келуінің хабаршысы болуы мүмкін. Шындығында, суицидке барушылардың тең жартысы психологиялық кризистің басталғанынан үш айдан кем емес уақыттан кейін өзіне-өзң қол салады.

 

Дайындаған Астана қаласы «ППЗ МО» ҚККМ психиатр дәрігері, суицидолог Миронова Е.К.

 

Семья  - источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Благополучие семьи - благополучие дома , где проживает подросток. В канун международного дня семьи был проведен тренинг "Дом моей мечты".

 

Тренинг «Дом моей мечты».

 

Задача тренинга: 1.личностное развитие членов тренинговой группы через познание и принятие себя и других людей; 
                                   2.улучшение взаимоотношений участников с самим собой, родителями, своим родом; 
                                  3.формировать уважение к членам семьи; 
                                  4.укреплять привязанность к членам семьи. 

Ход тренинга: 

1.Приветствие участников  встречи и деление на микрогруппы . (четыре группы по 5 человек). 

Вед.  педагог-психолог-  Всем добрый день! Сегодня у нас необычная встреча, мы будем говорить о семье, о доме вашей мечты. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Н.А.Назарбаев объявил единый день семьи в Казахстане 7 сентября. 

  • А как вы понимаете слово семья? 

Каждая семья- уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. 

  • И вот оно ключевое слово –дом.
  • За что вы любите свой дом?
  • Что вы делаете для того, чтобы дома было хорошо?
  • Кто создает уют и тепло в нем? 

Дом для человека- это место, где живут близкие ему люди. Хорошо когда в доме все заботятся друг о друге. 

 

2.Вот мы и подошли к основному этапу нашей встречи. Тренинг «Дом моей мечты». 

*      Кто может ответить, что такое тренинг? 

Тренинг- это  c (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. 

*Тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные формы  поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные; 

*тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; 

*тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; 

*тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. 

Социально-психологический тренинг (СПТ) направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. 

А теперь прежде чем приступить к тренингу хочу напомнить вам правила: 

  • Добровольное участие;
  • Готовность выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения;
  • Недопустимость непосредственных оценок человека(нельзя говорить ты грубый, у тебя плохой характер и т.д.)
  • Искренность в общении.

 

Наш тренинг носит название «Дом моей мечты». 

У каждого человека, а тем более у каждой семьи должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким каков он есть, место где человеку тепло и уютно, куда всегда хочется возвращаться. 

Каждая группа должна «построить» дом своей мечты. Договоритесь из каких «кирпичей» 

Вы построите свой дом, какой будет фундамент, какое название дадите крыше, стенам и т.д. 

Время на строительство дома 5 минут по моему сигналу вы должны закончить работу. От группы выступает один человек и рассказывает каким будет их дом. Каждый следующий 

Выступающий должен назвать только те «кирпичи» которые до него не были названы.

 

  

-после выступления каждой группы вопрос учащимся: 

Как вы думаете, что должен делать каждый член семьи, чтобы дом действительно оставался таким, каким вы его построили? 

3.Рефлексия. 

     - что является сокровищем семьи? 

                    -что является главным в семье? 

                    Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист 

                   распечатаны      заповеди, тексты которых вручаются каждому ученику.) 

                    Заповеди: 

          * свято храни честь своей семьи; 

           *люби свою семью и делай её лучше; 

           *будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; 

           *подари родителям радость; 

           *умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; 

           *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

              Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

 

   

  • А сейчас у вас на столе лежат слова песни  «Родительский дом», приглашаю всех ее исполнить и во время пения пропустите все слова через себя и вы поймете, на сколько это важно иметь семью и свой дом. (аплодисменты друг другу) 

Мы учимся под одной крышей нашей школы- можно нас назвать семьей ? 

Ваш класс- ваша школьная семья. 

Ваша    группа на данный момент  является ячейкой школьной семьи так давайте все вместе  сфотографируемся.

 

                                                                                                                                                                                Педагог-психолог: Загипарова К.С.

Рухани жаңғыру

.

Полезные ссылки

 

banner lib rus

 

 




 

www e gov kz

 

mon 5 07

 Телефон доверия!!!


Инспектор школы!!!

Қайырбеков Бекзат Таңатұлы 
старший лейтенант
87029660605








Скрыть